Джакомо Мейербер
5 сентября 1791 года в Берлине родился Джакомо Мейербер (настоящее имя – Якоб Либман Бер). Будущий крупнейший оперный композитор XIX века уже в детстве обратил на себя внимание как пианист и мог бы стать одним из самых выдающихся виртуозов своего времени. Но его настойчиво влекло к композиции, и именно к музыкальному театру. Попав еще в юные годы в питательную культурную среду, Мейербер учился играть на фортепиано у великого Муцио Клементи, а композиции и теории – у Карла Фридриха Цельтера (учившего и Мендельсона) и у знаменитого теоретика аббата Фоглера в Дармштадте.
Продолжив обучение в Венеции, Джакомо Мейербер провел в Италии десять лет, написал четыре оперы в итальянском стиле, и даже имя для псевдонима взял с итальянским звучанием. Итог этого периода – оперы «Ромильда и Констанца» (1817), «Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), «Крестоносец в Египте» (1824). С 1827 года в творчестве Мейербера наступает новый этап «французских» опер: это «Роберт-дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849), «Северная звезда» (1854), «Динора» (1859), «Африканка» (1865). Как можно заметить даже по названиям, Мейербер тяготел к романтизму; и действительно его музыка оказала серьезное влияние на творчество многих его современников.
В своих лучших сценических произведениях Мейербер выступал как носитель настоящего мастерства. Первоклассное музыкальное дарование, особенно в области оркестровки и мелодии, не отрицали даже его оппоненты Роберт Шуман и Рихард Вагнер. Изумительное использование хоровых красок, виртуозное владение оркестром и роскошное сценическое оформление позволяли ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов. В Европе второй половины XIX века не было такой сцены, с которой бы не звучали произведения Мейербера, приносившие театрам большой доход.
Блестящие мелодии из новых опер немедленно подхватывались и распевались людьми на улицах Парижа, Берлина или Лондона, исполнялись на шарманках. Помимо этого, композитор стал изобретателем современной пресс-конференции: он заботился не только о пышных постановках и хороших исполнителях, но и о подготовке у публики настроения восторженного ожидания музыкального чуда. Генрих Гейне со своим неподражаемым юмором называл Мейербера «дирижером собственной славы»: «Его слава – все равно что оркестр, которым он восхитительно дирижирует!» И добавлял: «Это человек своего времени, и время, которое всегда умеет выбирать своих людей, шумно подняло его на щит и провозгласило его господство».